//
В Курске вспомнили о подвиге новомучеников. За круглым столом делегации из Москвы, Курской и Белгородской епархий обсудили проблему сохранения памяти о пострадавших за веру.
Сложнее всего восстанавливать судьбы тех, кто был репрессирован до 1929 года. После революции упоминания о ряде священников просто исчезли.
Владимир Русин, председатель историко-архивной комиссии Курской епархии: «Буквально на днях открылся еще один неизведанный для нас фонд – фонд революционного трибунала. И сейчас мы находим в фонде революционного трибунала пострадавших, репрессированных в 21-м, 22-м году. Это новые имена – то, что сейчас находится».
Важная тема - изучение наследия новомучеников, документов и писем. Сегодня дела, по которым священникам подписывали приговоры, помогают сохранить о них память.
Владимир Русин, председатель историко-архивной комиссии Курской епархии: «В нескольких следственных делах мы нашли проповеди. Они больше нигде не сохранились, а в следственном деле они подшиты как вещественные доказательства».
Не всегда творчество новомучеников ограничивается духовной сферой. Например, священник Петр Григорьев писал не только акафисты (хвалебные церковные пения), но и лирику. Сборник его стихов исследователи обнаружили неделю назад.
Владимир Русин, председатель историко-архивной комиссии Курской епархии: «Поэма о святителе Иоасафе Белгородском. Поэма написана хорошим слогом, хорошим стилем. Причем, написал он ее еще студентом Курской духовной семинарии, она была издана и выдержала 2 издания. Мы эту книгу нашли в Российской государственной библиотеке. Благодаря московским друзьям, долго-долго ее искали и, наконец, нашли. Такая радость последнего времени».
Он был родом из Обояни, там служил и был арестован в 1932-м, отправлен в лагеря. Из тюремной характеристики: «Держать в строгой изоляции, вербовке не подлежит. Несмотря на запреты, в заключении батюшка общался с другими ссыльными священниками и мирянами, наставлял, находил возможность причащать и совершать водосвятие, служил Пасху». В 37-м году Григорьева расстреляли.
Среди новомучеников много и мирян. Но часто мы не можем даже узнать их имена. Хотя вместе с каждым священником обязательно арестовывали самых активных прихожан – «церковную двадцатку».
Владимир Русин, председатель историко-архивной комиссии Курской епархии: «Потрясает мужество женщин в 30-е годы. Когда большинство мужчин было арестовано, оставались женщины в этих «церковных двадцатках» – и они не боялись, писали письма во властные структуры. Даже самому Калинину. А некоторые куряне даже ездили в Москву и добивались приема, просили, чтобы храм в их селе не закрывали. И некоторые храмы были таким образом спасены».
Виктор Силаков, Вести-Курск
45183
13:24 | 25-02-2020