//
Курский музей археологии задыхается от недостатка площадей. Сейчас на уровне области обсуждается вопрос о создании комплекса, в котором кроме краеведческого музея и картинной галереи нашлись бы площади для полной археологической экспозиции нашего края. Впрочем, речь не только о выставочном пространстве, но и о хранении фондов.
Пустырь в центре Курска ждет реконструкции к 32-му году, пугая иногородних уже фактом своего существования. Предварительная концепция реновации этого места в минувшем году обрела некие черты. Даже в 3D. Но вряд ли кто ответит сегодня, где в этом проекте место для Музея археологии. Пока оно здесь - на Пионеров, 6. 20 лет назад отреставрировали и торжественно открыли.
Геннадий Стародубцев, директор Курского областного музея археологии: «Уже на тот момент наши фонды составляли около 100 тысяч единиц хранения. Уже на тот момент было ясно, что этих площадей, конечно же, недостаточно. Рассказывать на площади 160 кв. м об истории, начиная с 20 тыс. лет до н. э. до XVIII века, очень-очень сложно».
Дом купца Хлопонина прекрасен. Как старейшее здание Курска, памятник архитектуры. А в музейном отношении он бы свое отработал с перевыполнением, как место для экспозиции городского быта XVII-XVIII веков. А пока здесь каждый метр на счету.
Андрей Шпилев, заведующий экспозиционным отделом Курского областного музея археологии: «Здесь вы видите выставку в коридоре, она состоит из детских произведений о Рождестве и Крещении, а в следующем зале для более серьезной выставки нам пришлось уже разобрать часть постоянной экспозиции. И большинство предметов хранится у нас в фондах».
Фонды - это подземелье флигеля - совсем непрезентабельной постройки в том же дворе.
Александр Зорин, главный хранитель фондов Курского областного музея археологии: «Ну, вот видите, здесь у нас работают люди. Сидят за компьютерами, заполняют материалы для госкаталогов, фотографируют. По большому счету, они здесь находиться не должны. Деваться нам, как говорится, в этом отношении некуда - 4 человека здесь и пребывают. То же самое и относительно самих предметов. То, что мы здесь в проходе видим, разумеется, полнейшее нарушение правил хранения, потому что так хранить не только неудобно, но и не правильно».
На время работы сотрудников приходится отключать систему климат-контроля. Иначе - болезни.
Общая площадь двух ярусов хранилища - 100 квадратных метров. Потребности на порядок больше. За двадцать лет число единиц хранения увеличилось со ста до ста пятидесяти тысяч.
Александр Зорин, главный хранитель фондов Курского областного музея археологии: «Учитывая задел на будущее, чтобы как можно дольше не думать о таких проблемах, думаю, 1000 кв. м - это было б хорошо. Это не просто склад, где находятся стеллажи и стоят рядами ящики. Для работы с коллекциями еще необходимы отдельные помещения, куда исследователи могли бы приходить, им бы хранитель выдавал эти коллекции на определенный срок работ, и они занимались бы исследованием».
Нормальный баланс – 90 % предметов в хранилище, 10 - в экспозиции. Сейчас в нее попадают лишь 2 %. Витрины с номерками и краткими пояснениями - это классика. Но все же прошлый век. Для современного посетителя нужны реконструкции. Максимум, что удается себе позволить - метр на полтора. Равно невозможно представить все великолепие костюмов разных веков - манекены требуют отнюдь не гардеробного пространства.
Андрей Шпилев, заведующий экспозиционным отделом Курского областного музея археологии: «Как бы это все выглядело, если бы, например, гуннский воин стоял объемный, за ним стоял его боевой конь, а сзади бы мы могли дать интерактивное окружение природы, вид стойбища, и полностью погрузили бы человека в звуки, яркие образы эпохи великого переселения народов».
Интерактивные экспозиции давно освоены в музейном мире. Надев очки, дети в 3-мерной виртуальной реальности участвуют в обороне города или путешествуют с торговым караваном. Это дорого. И первое, что для этого нужно - объем. Для аппаратуры, для оператора, управляющего процессом, и для каждого посетителя.
Андрей Шпилев, заведующий экспозиционным отделом Курского областного музея археологии: «И тогда он может, например, погладить маленького мамонтенка, поздороваться с первобытным человеком, или открыть дверь в дом древнерусского времени».
Здесь начинаются мечты. Если музею найдется место в историческом центре, почему бы не законсервировать во дворе стратиграфию земли - этакий застекленный срез раскопа.
Геннадий Стародубцев, директор Курского областного музея археологии: «В Ельце законсервировали этот раскоп, эту стратиграфию, и теперь посетители города могут видеть эти древние слои - как они постепенно нарастали в течение веков - не отходя от центральной площади города».
А вот подземелье Краковского рынка. А вот инсталляция в Бранденбурге - подвал с каской и ржавым маузером прорезает слои со времен неолита. Тут и череп средневековья, и погребение железного века, и перекопы от кабеля послевоенных времен.
У Андрея Шпилева есть идея - перед входом в будущий музей насыпать курган с соблюдением всех древних технологий, с реконструкцией какого-нибудь из наиболее интересных захоронений. И разрезать его траншеей. Чтобы зрители проходили в здание в буквальном смысле сквозь прошлое. Кажется такой реконструкции никто в мире еще не создавал.
Евгений Донец, Вести Курск
43828
17:49 | 24-01-2020