//
За последний месяц в Курске резко подорожал газ для заправки автомобилей. А на некоторых станциях газа нет вообще.
Вячеслав Хохлов, владелец сети АЗС: «Каждое лето эта проблема. Обзвонил пол-России, газа нет нигде, наша стоит Ворошнево, везде стоит, на "гнсах" газа нет, газ идет весь на экспорт, имейте в виду, а мы расплачиваемся».
Вячеслав Хохлов – владелец небольшой сети заправок. Топливо он покупал в Тульской области и Воронеже, устраивала цена. Но в этом году наступил сезонный дефицит - клиентам приходится отказывать, да и цены поднялись на литр с 15.90 до 17 рублей. Похожая ситуация сложилась еще на ряду автозаправочных станций. У крупных компаний проблем с нехваткой газа нет, цены тоже подросли - до 16 с половиной рублей за литр.
Юлия Скрябина, ведущий экономист планово-экономического отдела компании «Газпром – Газораспределение»: «Сезонность, снижение экспортных пошлин, приоритеты поставок сжиженного газа в Крым и плановая остановка заводов на профилактику. Из-за снижения экспортных пошлин в июне и июле месяце выросла доля экспорта сжиженного газа, кроме того, произошли плановые остановки заводов-производителей на профилактику. Таким образом на рынке с июля по сегодняшний день наблюдается отсутствие свободных предложений и, как следствие, рост цен у заводов производителей».
Как выяснилось, курский "Газпром" монополистом не является, у него по области всего семь заправок. Все остальные АЗС под эгидой газпрома - это, если можно так выразиться, белгородская монополия.
Алексей Головин, доктор экономических наук: «Рынок газомоторного топлива в России практически отсутствует как таковой. По сути дела у нас производством этого топлива занимаются пять компаний, причем лидеры – «Газпром» и «Новатек» поставляют на рынок более 50%. Регулирование этого рынка отсутствует».
И цены на топливо государство не регулирует - все зависит от заводов-поставщиков.
Как выяснилось, в Курской области 42 автозаправочные станции, которые продают сниженный углеводородный газ. Однако их работа находится в поле рыночного ценообразования и по сути никем не контролируется. Исключение составляет Ростехнадзор, но он курирует только техническую сторону процесса.
Курская антимонопольная служба может повлиять на ситуацию только в случае официальных жалоб. Пока таких не поступало. По мнению курских ученых, от процессов топливно-энергетической отрасли напрямую зависит экономика страны, и контроль со стороны властей просто необходим. Неплохо бы, подчеркивают они, перенять европейский опыт - цены на бензин сделать регулируемыми, а на газ - паритетными. То есть привязать их к бензину, например, не больше половины стоимости. И здесь есть над чем задуматься законотворцам всех уровней. А что касается цен на газ, прогнозируют специалисты, то они должны нормализоваться к сентябрю.
Ирина Кожухова
4934
12:52 | 23-07-2014