//
В переломный момент истории он постигал русскую душу с помощью музыки. В Курске прошел день памяти Николая Финдейзена - историка и популяризатора русской классики на Западе.
Обсудить наследие мыслителя в Курск съехались видные музыковеды из Москвы и Петербурга. Николай Финдейзен был одним из самых ярких музыкальных критиков и журналистов своего времени. Основав в 1894 году «Русский музыкальный журнал», он оставил потомкам сотни научных работ. Среди них монографии о великих композиторах: Глинке, Серове и Римском-Корсакове.
Марина Космовская, доктор искусствоведения: «Мы можем считать его первым, создавшим музыкально-критическую школу. Он считал своим учителем Стасова и Серова. Он пришел, когда Стасов уже был маститым критиком, и пишет Стасову: «Я для вас создаю этот журнал, чтобы вам было где печататься».
Традиции, заложенные Финдейзеном, нашли последователей в современной науке. На творческой встрече с заслуженным деятелем искусств Андреем Устиновым пытались предвидеть, как в будущем изменится музыкальный образ России.
Андрей Устинов, музыковед, редактор газеты «Музыкальное обозрение»: «Сегодня критик - это более широкое понятие - критик-журналист. Потому что очень важна наслушенность, насмотренность, знание современных процессов, нельзя ограничиваться только в одном. Другое дело, что проблема музыкальной критики еще в том, что она очень узко ограничена в своем узком поле. Это поле нужно расширять. Сегодня все искусства вливаются одно в другое. Современное искусство вообще нельзя представить в одной плоскости».
Музыкальная критика вовсе не пришла в упадок, считают специалисты. Она просто изменилась, вобрав в себя не только наследие прошлого, но и современные тенденции. Дело Финдейзена продолжается в новых отечественных журналах, которые через разговор о музыке знакомят читателя с современной культурой.
Олег Будников, Вести-Курск
30468
18:04 | 21-09-2018