//
В областном краеведческом музее открылась обменная выставка: рисунки, сделанные на полях Сталинградской битвы в 1943-м, передали музейщики из Волгограда. Интересно, что их авторами являются как советские, так и немецкие военные художники.
В основном это карандашные наброски, сделанные на полях Сталинградской битвы. Она продолжалась полгода и завершилась полным разгромом фашистских войск 2 февраля 1943-го. Художники-красноармейцы делают портреты-зарисовки: мужественные и уставшие лица наших солдат и офицеров, сумевших переломить ход войны - после Сталинграда враг начал терять стратегическую инициативу. В эти дни король Великобритании прислал в дар городу меч с гравировкой на клинке: «Гражданам Сталинграда, крепким, как сталь».
На глазах художника Павла Кирпичева боец застрелил вражеского танкиста, пытающегося спастись из подбитого танка. Кирпичев пожалел: человек все-таки, могли бы взять в плен.
Татьяна Коробецкая, старший научный сотрудник областного краеведческого музея: «Впервые увидел так близко живую, настоящую смерть. На что наш боец сказал: война есть война. Но сюжет не отпускал художника - через несколько дней он снова пришел к этому танку, увидел погибшего солдата и увидел, что у него из кармана - блокнотик небольшой. А в блокнотике - фотография. И на этой фотографии стоит еще живой фашистский солдат над убитым красноармейцем».
Один из самых пронзительных рисунков - «Сталинградская Мадонна». Немецкий военврач Курт Ройбер написал ее углем на оборотной стороне советской географической карты в ночь на католическое Рождество. К этому моменту немецкие войска были окружены в Сталинградском котле частями Красной Армии. Надпись на рисунке: «Свет. Жизнь. Любовь. Рождество в котле. Крепость Сталинград». Это копия, в России никогда не было подлинника, он находится в церкви кайзера Вильгельма в Берлине. Католики называют рисунок «Девой Марией Примирения». Сталинградскую битву советские и немецкие художники видели по-разному.
Татьяна Коробецкая, старший научный сотрудник областного краеведческого музея: «Они более техничны, запечатлевают в большей степени технику, допустим, четырехствольный пулемет, танк. А работы наших художников, они все с определенной эмоциональной составляющей».
Насмешкой планам фашистов смотрится эскиз наградного нарукавного щита, сделанного лично командующим 6-й армии Паулюсом: он думал взять сталинградскую крепость - и сам оказался взятым в плен.
Светлана Герасимова, Вести-Курск
19346
18:06 | 20-01-2017