//
145 лет исполняется со дня рождения курского живописца Ефима Чепцова, уроженца Медвенки. Выдающийся портретист и мастер пейзажа, он первым из советских реалистов начал писать картины о жизни послереволюционной деревни. Жил в Москве и Ленинграде, во Флоренции и на Капри. Но каждый год возвращался в Медвенку, в свой дом – чтобы, как сам говорил, «работать, отдыхая душой». Теперь родная улица носит его имя.
В этом одноэтажном домике в 1875 году родился Ефим Чепцов. Сейчас здесь работает дом-музей, весь его интерьер - настоящий, эти вещи еще помнят художника. Семья Ефима - потомственные иконописцы, и мальчик с раннего детства помогал отцу и деду. Тогда и проявился его талант к рисованию.
Лидия Атнюкова, заведующая домом-музеем Е. М. Чепцова: «Приобщали его к своему ремеслу, учили писать иконы. И когда дедушка стал плохо видеть, он говорил Ефимке: «Поставь Боженьке глазки». Это значило – дедушка писал в общих чертах образ или лик святого, а Ефимка на этой иконе все детали должен был прописать более четко».
Потом Ефим учился в школе при Киево-Печерской Лавре. Вместе с группой студентов расписывал православную церковь во Флоренции. Свой 1-й гонорар – 100 рублей, огромные для крестьянина деньги – отдал отцу на ремонт родного дома. Но мечтал будущий художник не об иконописи – его привлекала классическая живопись. Со 2-го раза он все-таки поступает в Петербургскую академию, там учится у Репина и Маковского.
Лидия Атнюкова, заведующая домом-музеем Е. М. Чепцова: «Будучи студентом, он часто выставлялся на весенних выставках – его замечательные полотна, такие как «Охотник», «Осень», женские портреты, завоевали внимание зрителей. И вот там был отмечен его «Женский портрет» Репиным, сейчас этот портрет путешествует по галереям нашей страны».
С «Женским портретом» кисти Чепцова связана одна история. Ефим Михайлович не был женат, говорил, что посвятил себя искусству. Но во время учебы в Академии ему нравилась девушка из дворянской семьи. Когда он пришел просить ее руки, отец невесты только презрительно произнес: «Крестьянское сословие, мужик…». Больше они не виделись. А в 1965 работу «Женский портрет» отправили на реставрацию, и под ней обнаружился другой холст – молодая женщина в шляпе, с грустно опущенными глазами. Искусствоведы считают, что это и была единственная любовь художника.
Утешение Чепцов нашел в работе. Он едет в Италию, где знакомится с Горьким и создает серию работ – «Соседки», «Ленин и Горький с рыбаками», «Капри».
Лидия Атнюкова, заведующая домом-музеем Е. М. Чепцова: «Впоследствии Репин ему скажет: «Не пишите вы Италию, пишите Курскую губернию». И этот совет, как девиз, Чепцов пронесет через всю свою творческую жизнь».
Чепцов был художником-реалистом – не только по стилю, но и по духу. Он всегда писал живых, конкретных людей – старожилы легко узнают фигуры на его картинах. Портрет «Девушка в платке» хранится в курской галерее имени Дейнеки. На нем изображена буфетчица Александра Никифоровна – ее в поселке знали все.
Виктор Силаков, корреспондент: «В картинах Ефима Михайловича – и жизнь Медвенки, и его родного дома. Вот, например, Маруся Дымова, соседка, заглядывает прямо в это окно. А по картине «Подруги» в 1980 году восстанавливали интерьер его рабочей мастерской».
Картины мастера можно найти в музеях по всей стране. «Переподготовка учителей» - коллективный портрет педагогов из Медвенки, вместе с которыми художник организовывал в школе драмкружок, а также работа «Заседание сельской ячейки» - хранятся в государственной Третьяковской галерее.
Виктор Силаков, Вести-Курск
44949
17:31 | 18-02-2020