//
70 лет назад закончилось строительство железной дороги «Ржава-Старый Оскол». Ветка была необходима для оперативной переброски грузов войскам Воронежского фронта. Активное участие в строительстве одноколейки приняли жители Курской области. В основном это были женщины и дети.
Станция «Ржава». Ничем не примечательный провинциальный узел для тысяч тех, кто проносится здесь с грезами о приближающимся морском побережье, кто отдохнувшим возвращается к домашним заботам...
Но Ржава - это еще и стертые в кровь руки от неподъемных носилок с землей, слезы от того, что сил не осталось, страх, что бомба сброшенная врагом разорвется рядом...
Мария Малыхина, участница строительства железной дороги Старый Оскол – Ржава: «Как сейчас помню. Идет солдат, а у него какая-то трубка. Он по ней говорил. А нас народу много. Крик, плач. А то самолет-то летит, вдруг бомбить будет. А он по трубке кричит: Ложись! Это Всемирная война!»
Мария Малыхина - одна из двадцати пяти тысяч мобилизованных на строительство ветки Старый Оскол- Ржава. Воронежский фронт своей железной дороги не имел. Грузы подвозились по ветке Центрального фронта «Касторная-Курск», которая с нагрузкой не справлялась. К тому же, подвергалась постоянным бомбежкам. Поэтому Госкомитетом обороны было принято решение строить. Проектировали на месте. Сооружали силами двух автомобильных батальонов, тысячи подвод и собранных у населения инструментов.
Ирина Степанова, участница строительства железной дороги Старый Оскол – Ржава: «Рельсы доставляли военные. Но женщины и рельсы хватали. Все делали дружно. Поесть... кусочек кто дал. Тут же свалился, заснул. Надо вставать».
Девяносто пять километров железной дороги… Практически каждый - женскими руками. Всего за тридцать один день вместо двух месяцев, определенных приказом.
Наталья Выдрина
39316:17 | 17-07-2013