//
Обломки бомбардировщика первой половины Великой Отечественной - редкая находка обнаружена в Фатежском районе поисковиками Русского географического общества.
Сегодня здесь окраина поля - в нескольких километрах от Большежирово - свежевыкопанная и тут же пару дней спустя закопанная яма - 10 на 10. Даже сейчас в комьях земли можно найти осколок дюраля или стальную шайбу. Все, что может помочь в идентификации - на складе в сельсовете.
Евгений Донец, корреспондент: «Сейчас, собственно, все раскладываем, просто для того, чтобы показать вам, на какие мелкие осколки разлетается дальний бомбардировщик после того, как при падении взрывается на собственных бомбах. Все напоминает археологический раскоп, но это, в общем, и есть археология, только военная».
Историю этого поиска начала Ульяна Субботина - она здесь глава местной власти. Слышала, что после войны неподалеку было село, школа, детей водили на возложения.
Ульяна Субботина, глава администрации Большежировского сельсовета: «Из тех учеников уже никого практически не осталось. - А деревня? - И деревни давно уже нет, и школы нет. Поэтому восстанавливать место практически год пришлось».
Ульяна выяснила: боев в окрестностях не было за всю войну. Перезахоронений по архивам не числится. По легенде, где-то в поле падал самолет. Обратилась в Русское географическое общество. «Прозвонили» место рядом со старой березой. И в наушниках «взвыла» земля.
Юрий Гарабурдо, старший группы поискового отряда «Курская дуга» регионального отделения Русского географического общества: «Первое железо пошло от 1,5 до 2-х метров. Появились шасси, осколки алюминиевые от корпуса самолета. В самом низу были уже бомбы».
Это головные части тех самых авиабомб. Осколок бронестекла. Огромное количество алюминиевых фрагментов: фюзеляжа, крыльев или хвостового оперения - в таком виде трудно разобрать. Обломки бронеспинки - по ним тоже не определишь, что за самолет рухнул на этом поле. Решающую роль в идентификации играет один из узлов шасси - такой только у ДБ-3 - дальнего бомбардировщика. Модификаций у него несколько.
Но вот диск от пулемета Дегтярева - важнейшая находка. Из воспоминаний. Виктор Гастелло, в 41-м - авиаслесарь высшей квалификации.
- Второй день войны... Поступила команда поставить на все самолеты нижние люковые установки с пулеметами для обороны с нижней полусферы. Таким образом, к экипажу добавлялся еще один стрелок, но штатных членов экипажей не было, а потому за стрелковую турель сажали, кто подвернется под руку: мотористов, радистов, механиков...
Виктор Францевич был на 6 лет старше Николая Францевича - того самого легендарного Гастелло, погибшего над Белоруссией. На бомбардировщике ДБ-3Ф. Старший брат добился разбронирования. Пехота. Комбат. Погиб в атаке подо Ржевом.
Из воспоминаний замкомандира дальнего бомбардировочного авиаполка - на вооружении ДБ-3Ф.
- Наш самолет уязвим для истребителей сзади-снизу, где не было... огневой установки... На складе нашли пулемет старой конструкции ДА-1... После первых испытаний в воздухе началась установка пулеметов и на всех остальных самолетах...»
Итак, старый добрый Дегтярев доказывает, что упавший на фатежских просторах самолет - ДБ-3Ф. В войну - с небольшими изменениями - он превратится в Ил-4 - тот самый, из культовых «Торпедоносцев»...
- Я Мак-6. На борту все в порядке, разрешите вырулить? - Разрешаю.
Двухмоторный бомбардировщик мог пролететь больше трех с половиной тысяч километров. Установить, откуда он поднялся и куда летел, почти невозможно. Есть слабая надежда на очистку деталей двигателя.
- У них много, где дублировался номер - во вкладышах распредвалов...
Есть патроны - как раз от Дегтярева. Пока только 39-го года. Если найдется хоть один 41-го... или 42-го, круг сузится. Пока ясно одно. Командир пытался посадить подбитую машину. Приземление получилось жестким.
Юрий Гарабурдо, старший группы поискового отряда «Курская дуга» регионального отделения Русского географического общества: «Естественно, когда он при планировании сел, от удара сработали бомбы. При взрыве разлетелся в разные стороны, из-за чего были найдены фрагменты тел - череп был расколот на мелкие части - людей очень сильно расшвыряло».
Экипажи дальних бомбардировщиков. Элита советской авиации. Фотографироваться перед заданием у летчиков считалось плохой приметой - вроде как на памятник. Пройдешь тысячу километров, рухнешь, и никто не узнает где... И могилки не будет.
Несколько фрагментов костей - все, что осталось от экипажа. И вдавило взрывом - в шар земной. Послевоенные школьники не зря ходили к этой березе. Может, они ее и посадили.
Евгений Донец, Вести-Курск
22741
19:44 | 14-07-2017