//
Необычная выставка открылась в Курской картинной галерее имени Дейнеки. На ней представлены иконы разных эпох и веков. Десятилетиями образы святых хранились в фондах галереи. И получили новую жизнь благодаря работе студентов Московского художественного института имени Сурикова.
Эти иконы с Курской землей не связаны. В 70-х годах они были переданы галерее Министерством культуры. И десятилетия полуразрушенные хранились в запасниках. Второй год над их восстановлением вместе с художниками-реставраторами трудятся студенты МГАХИ имени Сурикова. Для них - это практика, для галереи - уникальная возможность вернуть святыни к жизни.
Михаил Денисов, художник-реставратор Курской картинной галереи им. А.А. Дейнеки: «Здесь были проблемы с основой. Из разных досок, фактически, состояла икона рассыпавшаяся. Там была еще нижняя толстая доска. И было принято решение верхние доски соединить, а от нижней отказаться, потому, что она уже деформированна. И поэтому у нас икона получилась тоненькая. Но все сделано грамотно, правильно, основа собрана, и после того, как мы это сделали, можно было заниматься красочным живописным слоем».
Музейная реставрация - очень бережная. Она не нарушает первоначальную авторскую работу и не повторяет ее, а наоборот - подчеркивает и «консервирует» - останавливая дальнейшее разрушение. После восстановления грунта - левкаса - наносят акварельные краски - «обратимые» материалы позволяют при необходимости убрать следы вмешательства.
Елена Денисова, зав. реставрационной мастерской Курской картинной галереи им. А.А. Дейнеки: «Иконы раньше никогда не реставрировались. Они поновлялись. Удалялись разрушения, удалялся старый красочный слой и переписывался заново. Наши реставраторы сейчас могут проникнуть в этот старый слой. И вот здесь маленькая расчистка, хотя видно, что очень много утрат, но все же она дает нам представление в цветовой гамме. Очень красивая. Она потом, смотрите, совсем изменилась, совсем другой цвет у нее».
Выставка не только увлекательная - мы видим процесс работы, но и познавательная. У каждой иконы - многовековая история. В экспозиции представлены два образа Божией Матери «Знамение». В византийской иконографии - «Влахернитисса», от названия Влахернской церкви Успения Богоматери в Константинополе, где икона находилась в IX-X веке.
Игорь Припачкин, директор Курской картинной галереи им. А.А. Дейнеки: «Если мысленно дополнить фигуру Богородицы, то вот такое изображение находилось на одной из стен этого храма. Шесть дней в неделю это изображение было закрыто пеленой, поэтому люди видели то, что мы с вами видим на иконе «Знамение». И только в богослужении субботы - суббота посвящена Божией Матери - пелена поднималась. И это воспринималось как чудо».
Чудеса, связанные со святым образом, на Руси известны с XII века в Новгороде Великом, Курске, Москве. Но название «Знамение» возникло тремя веками позже.
Екатерина Давыдова, корреспондент: «Знамение» в переводе с церковно-славянского означает «знак», и его мы видим в полуфигурном изображении Младенца Христа. Существуют несколько вариантов написания иконы. В данном случае - новгородско-псковский. Младенец Христос благославляет правой рукой, в левой - держит свиток. В московском варианте он благославляет обеими руками, а в Курской Коренной держит ручки под одеждой».
Реставрация святых образов продолжится летом. Все иконы останутся в фондах Курской картинной галереи.
Екатерина Давыдова, Вести-Курск
34026
10:47 | 11-03-2019