//
Страна готовится к празднованию 75-ой годовщине Победы в Великой отечественной войне. Неоценимый вклад в борьбу за освобождение мира от фашистских захватчиков внесли жители и нашей области.
Не только те, кто был на передовой. Руками 20 тысяч женщин и подростков в рекордно коротки сроки была построена железнодорожная ветка Ржава - Старый Оскол
(Ильинка). Одно из тысяч сел, на жителей которого в годы войны выпала нелегкая доля. Терпели на своей земле фашистских захватчиков. Радовались освобождению. Потом вновь оказались под игом врага. Вновь освобождение и долгие дни ожидания отцов, мужей, сыновей...
Местные жители вписали свое слово в летопись долгого пути к Победе. Летом 43-го, в разгар Курской битвы, были задействованы на строительстве железнодорожной ветки Ржава - Старый Оскол. Нине Федорковой в тот момент было около 20 лет. Вспоминает, как всю молодежь собрали и объявили: нужны рабочие руки.
Нина Федоркова, жительница села Ильинка, участница строительства железной дороги Ржава - Старый Оскол: «Пришла бригадир и говорит: идите, берите ложку, чашку. Нам объявили: сделайте помощь, пожалуйста. На носилках подносили землю девчонки эти все».
На строительстве железной дороги было привлечено около 20 тысяч жителей области. 14-, 16-летние подростки вместе со взрослыми, в основном, женщинами, делали насыпи и укладывали железнодорожное полотно. Новая одноколейка была необходима для подвоза грузов и вооружения Воронежскому фронту. Варвара Ширина в строительстве не участвовала. Не подходила по возрасту. Но и отсиживаться не могла. С младшей сестрой, рассказывает, были на подхвате.
Варвара Ширина, жительница села Ильинка: «Я помню эту стройку. У нас жили 6 девочек откуда-то с деревень. Солома на полу, подушки и одеяла. А мы в сарае. Нас 5 детей было. Девочки эти уговорили нас, чтобы мы водички им подносили».
Помогали и по хозяйству. Вспоминает, как однажды, позвали на продуктовый склад. Домой вернулась с ценным подарком.
Варвара Ширина, жительница села Ильинка: «Привезли соли целую машину. И нас позвали с сестрой соль сгружать. Мы тазик нагружали и подтаскивали. И дали целый тазик соли».
Варили так называемую кислицу, любую траву. Не было даже соли заправить варево. В одинаковых условиях жили все. В том числе и его родные. Мама Алексея Маркова - Валентина - участвовала в строительстве дороги. У сына родилась идея - установить в селе памятный знак.
Алексей Марков, уроженец села Ильинка: «Когда мы повзрослели и разъехались по городам и весям, захотелось сказать спасибо нашим матерям, выразить в память об их героическом труде, который они вложили в строительство этой дороги».
Сейчас на месте той спасительной узкоколейки 2 современных полотна. По ним курсируют поезда в южном направлении и обратно. В вагонах едут ни о чем не подозревающие пассажиры. Больше 75 лет назад здесь, под бомбежками, кипела работа. На строительство железной дороги госкомитет обороны отвел 2 месяца. Справились в рекордно короткий срок - 95 километров проложили за 32 дня.
Наталья Выдрина, Вести Курск
39188
16:51 | 10-10-2019