//
В Москву на всероссийский православный творческий конкурс отправилась икона из Курска. Оцениваться работа будет в Синодальном отделе Московской Патриархи. Написана она художником в исправительной колонии № 9.
Павел Вайчулис, осужденный: «К иконописи я пришел после того, как скончалась моя мама. У меня был трудный период, потому что все это переживал в тюрьме. И попрощаться, конечно, не мог с ней лично. Все как-то к этому меня и привело, потому что на тот период меня окружали люди духовно развитые, можно так сказать».
Две статьи - 228, 210 и больше 10 лет лишения свободы. На воле выпускник кафедры декоративно-прикладного искусства Павел Вайчулис занимался дизайном и рекламой. Здесь, во время первых, самых трудных лет заключения, взялся за холст и краски. Лики святых Павел пишет по благословению священнослужителей. Есть среди его работ и неканонические образы. Стиль художника тяготеет к гиперреализму.
Павел Вайчулис, осужденный: «Я подсознательно, может быть, хочу сделать волосы, бороду хочу сделать реалистично. И начинаю выписывать каждый момент очень медленно, очень кропотливо. В этом в принципе и заключается гиперреализм. А как он мне дается? Это я уже не могу объяснить, потому что это внутренне состояние какое-то. И пальцы, рука, уже как-то подсознательно все это делают».
Последняя работа – «Праведный воин Федор Ушаков» - отправилась на конкурс. В мастерской Павел совершенствует стиль и продолжает изучать художественное искусство в теории. Сильное влияние на него оказали работы Константина Васильева.
Павел Вайчулис, осужденный: «Вообще, попав сюда, в мастерскую, я наткнулся на эту книгу, и причем, случайно. Она была где-то там, в столе припрятана за горой всяких инструментов. Случайно ее вообще нашел и заинтересовался, посмотрев его работы. Именно как он пишет пейзажи, как он пишет вот эти мифические, старославянские вещи. Честно говоря, вдохновился».
Знакомясь с работами известных мастеров, Павел сегодня ищет свой собственный жанровый почерк.
Павел Вайчулис, осужденный: «Жанр индивидуален. Рука художника, как я считаю, должна быть индивидуальной. Чтобы человек, смотрящий на нее, мог отличить: «Вот это его, а это не его». Должен быть свой стиль, своя пропись.
В одном из уголков мастерской скромно стоит 1-й написанный художником образ - Великомученика и целителя Пантелеймона. В руках святого лекарства, которые в работе Павла больше похожи на кисть и краски. Эта икона как напоминание для художника о сути его ремесла.
Павел Вайчулис, осужденный: «Я на воле вообще, после университета, честно говоря, не занимался красками, не писал, а работал на компьютере. А попав сюда, я уже начал вспоминать все эти азы. Моменты эти уже заново все вспоминаются. На нем я, так сказать, все это вспоминал, прописывая его».
Среди серьезных замыслов художника - в будущем заняться росписью церквей. Пока ему довелось только участвовать в обновлении образов у купола - в храме колонии. Павлу предстоит провести здесь еще больше 6 лет. Каким будет его будущее - старается не загадывать, но в одном уверен наверняка.
Павел Вайчулис, осужденный: «Настрой есть на продолжение всего этого творчества именно на воле. Я думаю, что это мне и духовно поможет. Я пришел к выводу, что с красками я уже не расстанусь ни здесь, ни там. Потому что это мое. Я это чувствую внутренне».
Олег Будников,Вести-Курск
43097
18:13 | 08-01-2020