//
Курская картинная галерея продолжает традицию летних экспозиций. «Классика жанра-2» - это имена-легенды, поиски и художественные решения, наконец - необычные истории создания работ.
«Классика жанра-2». Музей продолжает показывать работы из своего золотого фонда. На выставке представлено русское и западноевропейское искусство XVII-XX веков. История обретения некоторых работ столь же интересна, как их художественное содержание. Галантную сцену в парке неизвестного автора XVIII века мы - в буквальном смысле - можем рассмотреть благодаря труду реставраторов.
Марина Тарасова, старший научный сотрудник Курской государственной картинной галереи: «Ее принесли жители города Суджа, сказав, что картина долгое время валялась на чердаке. Это была залитая темным лаком совершенно чудовищная… тряпка, тыльная сторона которой только внушала какой-то оптимизм, потому что это был старый полосатый холст».
Удалось определить и «родословную» работы.
- Это зарождение жанра в русской живописи. XVIII век был веком портрета - это экспозиция наша показывает несколькими работами. И в то же время - с появлением Академии художеств - все прочие жанры стали постепенно развиваться в русском искусстве. Иван Фирсов, Иван Бельский и целый ряд других мастеров как раз и были заняты созданием таких декоративных прелестных «штучек», которые использовались для украшения интерьера.
Многоцветным букетом украшает интерьер девочка на портрете Бориса Кустодиева. Художник известен целыми сериями работ, посвященных жизни купеческой Москвы. Дочь Ирину он писал часто, начиная с первых дней ее рождения. Розовощекая девочка, оборачиваясь, ловит нас глазами… Но дата создания портрета заставляет внутренне вздрогнуть. Может быть, эти безмятежность, детскость и яркость были для Кустодиева формой психологической защиты? В мемуарах Ирина точно указывала: отец писал ее в февральские дни 1917 года.
Марина Тарасова, старший научный сотрудник Курской государственной картинной галереи: «То есть за окном бушуют страсти, а в доме с не кремовыми, а цветными занавесями все спокойно. Художник сидит в кресле и пишет портрет дочери в яркой матроске, которая ставит цветы на комодик карельской березы…»
В отдельном зале экспонируется западноевропейская живопись. Среди жемчужин - «Мадонна с младенцем». Итальянский художник XVII века Франческо Тревизани получал заказы от европейских монархов и пап. Был, что называется, модным автором и не справлялся с большим количеством работы - менее ответственные части композиции поручал ученикам. Которые, видимо, и писали руки и одежды Девы Марии. Она скорбно закрыла глаза; работа отсылает к иконографии Пьеты.
- Оплакивание мертвого Христа. Вот такой оттенок содержания в этой работе тоже есть.
В галерее появился новый свет. Стены выкрасили в более холодный оттенок - работы звучат по-другому, более сильно. Они и между собой находятся в диалоге. Тревизани и Дзанки, неизвестный художник и Боровиковский… Услышать диалоги лучше во время неспешного знакомства с выставкой. А лето - время неспешных прогулок и знакомств.
Светлана Герасимова, Вести-Курск
29087
14:51 | 04-07-2018