//
Накануне Дня защиты детей в телекомпанию поступил ряд необычных жалоб из регионов России - от Ханты-Мансийского автономного округа до Севастополя. Жаловались мамы маленьких детей - на продавца развивающих игрушек из Курска. Люди утверждали, что он не выполняет свои обязательства перед покупателями - долги тянутся с прошлого года. В доказательство прислали копии переписок и платежных переводов. Мы провели свое независимое расследование и разыскали продавца.
Бизиборды, бизикубы и бизидомики на рынке российских игрушек появились не так давно. Продавцы занимательных конструкций ссылаются на технику итальянского педагога Марии Монтессори: по ее теории, такие вещи помогают детям познавать мир. А когда умная игрушка сделана в семейной мастерской, это повышает покупательский спрос.
Олеся Солдаева (г. Тольятти): «Нашла в Instagram группу, называется «Бизикубик». Заказала бизиборд для дочки, перевела 2700 на карточку, люди очень добрые общительные. Потом этот человек заблокировал меня в Instagram, дозвониться не могу - такая ситуация: ни денег, ни товара».
Альбина Широкова (г. Казань): «Заказ я сделала 17 марта. - Прошло сколько месяцев? - Третий месяц идет. 4500 перечислила, подружка - 4000. Девочки по 8000 перечисляли ему. Нас всех кормят заквтраками. То там у них краска испортилась…»
Таких историй нам известно 14. Мамы, которые не дождались подарков своим детям, некоторые заказывали ко дню рождения малышей, нашли друг друга в соцсетях и стали думать, что делать дальше. Кто-то написал заявление в местную полицию, кто-то в прокуратуру. Кому-то продавец вернул часть денег. Суммы для возбуждения уголовного дела оказались недостаточными.
Антон Толмачев, юрист, правозащитник: «Чтобы здесь было движение по мошенничеству, необходимо, чтобы был не один обратившийся, а несколько, чтобы их ущерб превышал 2500».
Юрист Антон Толмачев сам однажды оказался в похожей ситуации: заказал через интернет объектив для фотоаппарата, перевел 20 тысяч рублей - ни денег, ни объектива. Он подал запрос в банк, чтобы узнать дальнейшую историю своего перевода, приложил чеки и отправил всю собранную информацию в следственный комитет. Деньги ему вернули.
Антон Толмачев, юрист, правозащитник: «После этого товарищ еще спасибо написал, что после процесса, если бы не эта ситуация, он бы за ум не взялся и продолжал обманывать. - То есть Вы наставили его на путь истинный? - Да, вроде того...»
Профиль продавца игрушек в Instagram закрыт, а нашу заявку молодой человек проигнорировал, но связался с нами по телефону - и мы договорились о встрече.
Сергей Евдокимов, продавец бизибордов: «Действительно, случай неприятный, я Вам говорю: в конце февраля при транспортировке были разбиты порядка 12 кубов, а два дома… Просто взять и склеить, собрать не получилось - пришлось резать заново, красить заново...»
А потом, по словам Сергея, случилась еще одна беда: протекла крыша в мастерской в Кореневском районе и испортила готовый товар.
- Фанера просто раздулась - пять сторон были выкинуты!
Конструктор игрушек уверял: никакого корыстного умысла в его действиях нет - просто стартап начался неудачно. Блокировал клиентов в интернете - потому что его семью оскорбляли, доходило даже до проклятий в адрес маленьких детей. Но должны быть и положительные отзывы - Сергей попросил нас позвонить людям, которые товар получили.
- Бизикуб который? - Да? - Да, он в плохом состоянии пришел. - В плохом? Что случилось? - Я когда его распаковала, некоторые детали отлетели, клей в некоторых местах держался. Ребенок бусины мелкие раскидал, мог их спокойно проглотить.
Сергей Евдокимов, продавец бизибордов: «В течение месяца этот вопрос будет полностью урегулирован и завершен. Но не раньше, чем через две недели. - То есть Вы обещаете людям в эфире нашей телекомпании, что вернете им деньги и рассчитаетесь с ними в течение месяца? - Да, конечно».
Имел ли место корыстный умысел или начинающему предпринимателю просто не повезло, теперь будут выяснять следователи. А вот обращение в защиту прав потребителей вряд ли поможет: когда продавец не является ИП, все спорные вопросы регулируются гражданским судопроизводством.
Ирина Кляцковская, начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Курской области: «Мы рекомендуем относиться к этому супервнимательно. Необходимо изучать всю информацию. И, судя по тем жалобам, которые мы иногда получаем, нужно изучить отзывы покупателей. Если сомнений никаких - производить оплату товара. Просто нужно понимать, что продавец не на соседней улице».
Юристы советуют покупать товары на проверенных интернет-площадках.
Антон Толмачев, юрист, правозащитник: «Ярмарка мастеров», например. Вы заходите на «Ярмарку», понимаете: есть человек, есть аккаунт, он длительное время осуществляет продажу, готовит изделия. И eBay тоже. Там защита PayPal».
Но и там бывают задержки с доставкой и прочие неприятные моменты, которые могут испортить настроение покупателю. Это стоит учитывать тем, кто покупает товары особой категории - для маленьких детей, которые должны быть не только занимательными и развивающими, но и отвечать всем требованиям безопасности.
Ирина Кожухова, при содействии пресс-службы УМВД России по Курской области, Вести-Курск
28523
12:31 | 01-06-2018